В первый день, когда мы приехали в Монреаль, погода была не очень, мягко говоря. Прогуливаясь по старому порту, вдали, на другом берегу, мы увидели размытые очертания какого-то странного здания.
Не было понятно, что это — здание с необычной архитектурой или просто какие-то руины. Через пару дней погода изменилась, стало ясно, хотя и похолодало. Появилась возможность рассмотреть здание издалека, сначала в 11-кратный зум объектив фотокамеры, а потом и дойти до него пешком. Этот дом называется Хабитат-67.
Здание издалека похоже на Хундертватерхаус в Вене, только с прямыми углами. Дом был построен к выставке Экспо-67 как павильон, который у нас бы в стране назвали «Жильё». Как назывался он тогда в Канаде я не знаю, но с французского habitat означает область распространения, размещение. В общем, переселение в большие города, зачатки глобализации и всё такое. После выставки здание переоборудовали в жилой дом и сейчас, теоретически, любой человек может купить или арендовать в неё апартаменты или скромную квартирку. Очень дорого.
Хабитат-67 проектировал архитектор Моше Сафди, который работал в местном университете. Дом виден с набережной старого порта, однако пешком до него добраться сложно — идти около часа, через действующий порт, мимо главного офиса порта. Безусловно, кто живёт в этом элитном доме «в булочную на такси ездят», поэтому такая удалённость для них не проблема, а наоборот — огромный плюс.
Прогуливаясь по набережной старого порта, я нашёл вот такой пример архитектурного оформления. Мне кажется это очень круто — флаги это как бы паруса, несущие конструкции здания — мачты.
Вот это высушенное «озерцо», которое находится прямо в порте, что-то типа трека для гонок моделей катеров и лодок. Прямо перед мостом виден слип для спуска на воду моделей. В центре трэка — парк с кафе. Представляю, какая движуха творится здесь летом. Рядом — «Цирк де Соле». У нас в Лужниках, когда они приезжали в прошлом году, конструкция и технические решения были чуть попроще. Мы было подумали, что можно будет достаточно дёшево попасть на представление, но, обойдя по периметру весь комплекс, входа не нашли. Потом, посмотрев в интернете, оказалось, что цирк начнёт работу здесь только в апреле. Хотя, звук внутри играл — видимо, репетировали новую программу. Для информации: Ги Лалиберте, основатель «Цирка де Соле» 7-й по счету космический турист, летал на МКС в 2009 году.
Предыдущую фотографию я снимал с парковочного комплекса у музея естественных наук в старом порту. В музей мы не пошли — хватит за одну поездку в один город музеев с похожей тематикой. В Монреале платная парковка обозначается буквой P со знаком доллара — просто и понятно. Все построено на доверии, поэтому на выезде спрашивают: «Заплатили ли вы?». Как в фильме «Старики разбойники», «если вы заплатили — вас выпускают, если нет — всё равно выпускают». Это как монетки, которые нужно кидать в копилку, взяв газету в Швейцарии на улице из ящика. Постоянный тест на социальную ответственность.
Парковочный комплекс оформлен необычными скульптурами 5-метровой высоты. Падающий человечек символизирует второй этаж парковочного комплекса, на котором, кстати, ещё есть несколько выставочных залов. Человечек с подзорной трубой стоит на смотровой площадке. Именно он является моим аватаром в этом дневнике.
Желающие могут стать фанатов старого порта Монреаля в фэйсбуке, к чему призывает соответствующий информационный стенд на набережной.
Пройдя чуть дальше, можно увидеть буксир Даниэль Макалистер. Его построили в 1907 году и первоначально он работал на Атлантическом побережье. В 40-х, когда буксир работал на Великих Озёрах, его паровой двигатель заменили на дизельный. В 60-х его купила портовая компания McAlister Towing Ltd. в Монреале. Судно закончило рабочую карьеру в 80-х, после чего побывало на приколе в музее морском Квебека, а в 2008 году переехало в Монреаль. Для заметки: буксиры — «рабочие лошадки» портов, они помогают большим судам проходить узкости, швартоваться и маневрировать в порту. Конечно, многие современные суда имеют набор специальных дополнительных движителей (винтов или водомётов) для этого, буксиры часто используются и с ними. Для старых судов они вообще незаменимы.
Порт связан системой шлюзов с водным «рукавом», который идёт вдоль Монреаля. Я ещё не разобрался в системе этих шлюзов и каналов, однако, постараюсь как-нибудь посвятить этому отдельную статью. Дальше — порт действующий. Здесь хранилища, склады, грузовые терминалы. Атмосфера — на любителя. Индустриальный район, напоминающий Южнопортовую улицу в Москве. Иногда проезжают машины, поднимая в воздух смесь из песка и пыли. Вокруг индустриальные постройки и ни души. Дальше — готовые к разгрузке или отправке 53-футовые морские контейнеры. Это огромные ящики, в которых товары народного потребления крупным опытом попадают в основном из Китая в остальные страны мира. Страшно подумать, сколько в один такой контейнер можно засунуть плееров, футболок или складных стульев. Современный океанский контейнеровоз может брать «на грудь» тысячи таких контейнеров. Здесь же расположены зернохранилища. Мой объектив смог «вместить» только один блок этих труб о зерновместимости каждой из которых страшно подумать. Рядом — ещё несколько таких блоков. Чуть дальше — те самые каналы и шлюзы, о которых я говорил чуть выше. Мне кажется, что это мини гидроэлектростанция. Плотина с интегрированными турбинами, по бокам — водосбросы. Под мостом идет велосипедная трасса №1, по которой я как раз шёл пешком от старого порта к трэку Формулы-1, который находится на другом острове.
На этой фотографии виден противоположенный берег с парковочным комплексом (слева) и цирком (справа). В парке, где проходила выставка Экспо-67 и где стоит «Биосфера» (я писал о ней здесь), было одиноко. Здесь, видимо, снег особо никто не убирал, поэтому все дорожки превратились в смесь земли и недавно растаявшего снега. Это — памятник «современным информационным технологиям» по версии 1967 года. Хорошо, что в парк ходит метро. На самом деле в парке есть и пляж, и парк развлечений, и много тематических площадок, как на ВВЦ, когда он ещё был ВДНХ и павильоны не были превращены в торговые ларьки. Эти опоры моста на остров с трэком Ф-1 напомнили мне «заградительные сооружения» в Северной Корее на границе с Южной.
Монреаль мне понравился, жалко, мы оказались здесь не совсем «в сезон». Хотя, может быть это и к лучшему. Очень часто именно так можно действительно насладиться местом — без толп туристов.